В ГБПОУ РД «Училище олимпийского резерва «Триумф» г.Хасавюрт прошла конференция на тему: «Родословная педагогической науки».
Опубликовано: 07.03.2023 12:45
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем», — этими словами В.Г.Белинского открыла конференцию её организатор и ведущая преподаватель педагогики Хава Зайналабидовна Султаматова.
В ходе подготовки и проведения конференции участники — студенты 2-х курсов специальности 49.02.01 «Физическая культура» — ознакомились с историческим прошлым педагогики, расширили базу знаний по педагогике, делились интереснейшими фактами из жизни и научно — практической деятельности основоположников педагогической науки.
Будущие педагоги сполна воспользовались представленной возможностью вернуться к прошлому, обратиться к гениальному опыту корифеев и создателей современной педагогической науки.
«Вы, будущие педагоги, представители самой человеческой профессии, _ продолжила Х.З.Султаматова, являетесь посредником между ребёнком и обществом, семьёй и государством. Кому же, как не вам знать историю и путь становления науки, изучение которой поможет вам выполнить эту великую миссию посредника. Поэтому мы постараемся посредством настоящей конференции выработать у вас профессиональные компетенции диагностировать, исследовать прошлый педагогический опыт и использовать это наследие в собственной педагогической деятельности».
В своём выступлении Хамза Багадинов дал исчерпывающий ответ на вопрос ведущей: «Молодая ли наука педагогика наша?» При этом он отметил, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо осознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека.
Доклад Амая Магомедова был повещен педагогическим идеям Платона, выросших из его философского видения человека и мира. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное — это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного».
О вкладе Яна Амоса Коменского в оформление педагогики как науки подготовил сообщение Абдурахманов Мухаммад: «Знаменитый чешский педагог, «отец новой педагогики», гуманист, общественный деятель. Труды и педагогические идеи Я.А. Коменского актуальны, современны и на сегодняшний день. Именно он впервые обосновал педагогическую систему, начал говорить о гуманизации процесса образования. Я.А. Коменский — создатель системы всеобщего образования. Он поставил вопросы об общеобразовательной школе и плановости школьного обучения, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке.
Коменский внес значительный вклад в становление педагогики как науки. Основными заслугами Я.А. Коменского в области педагогики были разработка классно-урочной системы, дидактических принципов обучения, возрастной периодизации. Он написал такие великие педагогические труды, как «Великая дидактика», «Материнская школа» и мн.др.
Был представлен материал о Ж.Ж.Руссо, который говорил: «Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». Богатое наследие педагогике оставлено французским просветителем – педагогом Ж.Ж.Руссо.
Краткий материал об удивительной личности швейцарского ученого-педагога И.Г.Песталоцци, роли и месте его наследия в современной научно-педагогической мысли был представлен в выступлении Магомедова Махача.
Материал об К.Д.Ушинском, чьё 200-летие в этом году отмечает не только Россия, но и всё педагогическое общество планеты, представил в своём докладе Магомед Джамалдинов. Его педагогическое наследие и сегодня актуально и востребовано. Не проходит ни одного урока, внеклассного занятия, где бы не реализовывались разработанные им принципы и методы работы.
Берсан Галмакаев, Джамалдинов Адам, Набиев Тимур и все студенты 2.1. группы поразили гостей и участников мероприятия глубоким и интересным содержанием докладов, культурой коммуникации, самопрезентации
Кульминационным моментом конференции стал просмотр одноименного художественного фильма по повести А.С.Макаренко «Педагогическая поэма».
М.В. Ломоносов, И.Ф.Гербарт, Д.Дьюи. А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Я.Корчак и многие, многие другие. Каждый из них заменял детям отца, поэтому такое поразительное совпадение чувств. При всех различиях в условиях жизни и во взглядах на жизнь они создавали одно учение.
Любовь к детям многогранна. Крупская любила детей заботливо, Гайдар — весело, Макаренко — требовательно, Сухомлинский — нежно, Корчак — грустно.
Увлечённо рассказывали студенты о вкладе в развитие отечественной педагогики педагогов-новаторов, ныне широко известных педагогической (и не только!) общественности: В.Ф. Шаталове и Ш. А. Амонашвили; Е. Н. Ильине и Н.Н. Палтышеве и др. Они искали и нашли такие дидактические системы, которые решительно изменили образовательный процесс в школе. Открытая ими педагогика сотрудничества — это педагогика гуманно – оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития.
Резюмируя работу конференции, Султаматова Х.З. отметила: «Наша конференция подошла к завершающему этапу. Мы очень надеемся, что сумели обогатить представления участников и гостей форума о многогранной и удивительной науке – педагогике, истории её становления.
Хочется верить, что каждый из вас уже сейчас сможет определить для себя индивидуальный стиль и почерк педагогической деятельности. В будущем, через два года, решите, каким новшеством вы обогатите великий кладезь научного наследия педагогов прошлого.
Спасибо огромное всем студентам 2.3. группы за отклик на призыв о проведении конференции, серьёзную подготовку к ней.
Особая благодарность куратору группы Беркихановой Милене Хайбулаевне за помощь и поддержу на этапе подготовки и проведения мероприятия.
В завершающей части мероприятия заместитель директора УОР по учебной части Гаджиева Зубайнат Гапуровна поблагодарила организаторов и участников конференции за проделанную работу, отметила её информативность, интересные выступления докладчиков.
«Считаю, что каждый из участников конференции извлёк для себя достойный урок для своего педагогического будущего.
Мы увидели, что много людей посвятили себя, отдали свои жизни за создание стройной педагогической системы и современной школы. Нас не простит память этих достойнейших людей, да и наши потомки, если мы к этому достоянию отнесёмся несерьезно, не обогатим его кладовые уже своим новаторским опытом и современными исследованиями. Спасибо Х.З.Султаматовой, которая «душу свою вложила», чтобы эту работу представить на таком уровне, и студентам за активную, плодотворную работу на конференции»
Беркиханова М.Х.: «Учебная конференция имеет большую педагогическую ценность. Каждый из нас много интересного узнали из истории педагогики, о жизни и творчестве её основателей. Спасибо большое за доставленное удовольствие».
Забитов Т.Р. «Учёт особенностей исторического прошлого, родословной педагогики поможет нам и нашим студентам правильно, целесообразно строить педагогический процесс сегодня и подготовиться к выполнению роли учителя школы грядущих времён. Нужно отметить, что мы оказались преподавателями — практиками не в лучший период в жизни Дагестана, России, мира в целом. То, что сегодня сумели организовать такую работу силами преподавателя и студентов, думаю, не пройдёт бесследно ни для кого. Каждый из нас пополнил кладовую своего личного и педагогического опыта. Спасибо».
Магомед Билалович: «Актуальная для системы образования во все времена проблема сегодня на доступном для наших студентов уровне решалась на конференции. Ребята должны были узнать какие трудности, препятствия возникали и решались именно этими великими людьми, о которых рассказывали докладчики.
Впечатлил художественный фильм о Макаренко. Я несколько раз перечитывал «Педагогическую поэму». Её нужно сделать настольной книгой каждому, кто избрал профессию педагога. Она поможет обязательно всем. Очень рад, что смог присутствовать на конференции. Спасибо».